Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо находить с ними общий язык. Пожалуй, один из действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка.
Она создает необходимую гамму переживаний, особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте.
Трудно отрицать роль сказок в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Сказки детям рассказывают и читают. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Выделяют несколько типов занятий по чтению или рассказыванию сказок.
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. Можно объединять произведения одного жанра или несколько жанров.
3.Объдинение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
А) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
Б) чтение в сочетании с музыкой.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
Б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
В) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть НОД по развитию речи.
В методике НОД следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному.
- Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, — отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.
- Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.
- Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц-хваста» он говорит: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» — восхищаются прохожие. И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу – герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи», — рассказывает педагог. Просит повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», — и читает сказку.
- Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием – «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие?» (Отмечая на этот вопрос, дети упражняются в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.)
Рассказывание сказки целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:
Так они живут, И я там был,
Пряники жуют, Мед, пиво пил,
Медом запивают, По усам бежало,
Нас в гости поджидают. В рот ни капли не попало.
Или концовкой из сказок А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Когда дети вспомнили знакомую сказку , ее героев, их проблемы, у них возникает потребность играть с ней, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами. (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»). Дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Рекомендуется использовать проблемные ситуации — это ситуации, для овладения которыми дети должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).
Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).
Также нужно проводить творческие задания. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
- Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
- Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
- Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
- Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания:
Узнай сказку по песенке героев
- Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)
- Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь — липовая нога»)
- Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)
Продолжи сказку
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
Нарисуй сказку
Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
Игровые задания
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей
Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
«продукты» по порядку входят в круг — «горшочек».
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Можно предложить дидактические игры:
«Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие)
«Хорошо плохо»(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).
— найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
— сочинить длинное и в то же время смешное слово;
— разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука — мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
— объяснить этимологию слова;
— произнести без гласных звуков и предложить ребенку узнать его.
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
— стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
— совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
— повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.
Сказка о маленьком котенке
Однажды маленький котенок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»). На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде). Рядом важно шагал гусь (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»). На полянке гулял козленок (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).
Литература:
Старцева Л.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей
Жукова М. В.Сказка как средство развития связной речи у дошкольников
Никольская Т.В. Русские народные сказки как средство развития
связной речи детей дошкольного возраста
Радулова С. М. Логосказки в коррекционной работе логопеда