В дошкольном возрасте формируются и развиваются два вида речи: диалогическая и монологическая.
Описательная речь – это связная речь, относящаяся к монологической речи и имеющая свои особенности построения:
-завершенность;
-тематическое единство;
-подчинение высказывания основной мысли;
-построение по определенной логической схеме;
-связность между отдельными частями и между предложениями;
-может иметь оценочное суждение или вывод об описываемом
Чаще в описании выделяют две части – в первой дается общая характеристика предмета, лица, явления, передается впечатление от описываемого – во второй – говорится об отдельных признаках описываемого предмета, подчеркивающих или подтверждающих его общую характеристику. Иногда может иметь третью часть, содержащую оценку или вывод об описываемом предмете, явлении. Не имеет действующих лиц и, следовательно, прямой речи.
Многие исследователи описательной детской речи выделяют следующие ошибки, характерные для детей разного возраста:
— многие высказывания детей непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок описания признаков;
-дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство высказываний не имеет завершающего предложения; они заканчивают на каком-то признаке или слове «все»;
-в описании детей нет яркого, четкого образца предмета, они не умеют передавать взаимодействие этого предмета с окружающей средой, вычленять его существенные признаки;
-дети могут составить рассказ, не назвав его объект;
-в рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами. Много пауз, повторов, слов «здесь», «там», «такой», «тут».
Недочеты детских описаний чаще всего связаны с тем, что дошкольники не умеют рассматривать то, о чем говорят, и выделять детали и части, из характеристики которых складывается общая картина, не умеют выделять существенные признаки.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОПИСАТЕЛЬНЫМ РАССКАЗАМ
В детских садах детей учат следующим видам описательных рассказов:
-описание игрушек и натуральных предметов;
-описание картин.
Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов
Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.
В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать детей на занятии во время сообщения о нем. После занятия предмет нужно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.
Подготовительная работа
Ее цель – развитие наблюдательности у детей, достижения ими уровня речевого развития, необходимого для составления рассказов.
Занятие начинается с рассматривания предмета, т.е. сенсорного обследования, включающего:
-восприятие объекта в целом;
-вычленение его характерных особенностей;
-определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);
-вычленение более мелких частей и деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
-повторное целостное восприятие объекта.
Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание строится по вопросам педагога. Используются различные вопросы:
-прямые (Какого цвета утенок?)
-подсказывающие искомые признаки (Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?)
-поисковые (Почему зайчонка назвали Ушастиком?Почему щенка назвали Чернышом?)
-побуждающие к сравнению, метафоре (На что похожи глазки лисенка?Что напоминают лапки утенка?)
После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ-образец, который должен служить примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Рассказ – образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным. Его можно использовать в начале, середине или в конце занятия. Чтобы дети не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной.
По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану педагога.
Сначала план состоит из 2-3 вопросов. Постепенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка?» , «Нравится ли она тебе?»
Повысить интерес к описательному рассказу позволяет использование следующих приемов:
-мотивация, которая придает смысл деятельности. (ребенок ставится в позицию естественного защитника персонажа, дидактические игры сюжетно-ролевого характера «Демонстрация моделей одежды», «Выставка машин», желание получить игрушку д/и «Магазин игрушек» — игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный интересный рассказ)
-параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.
педагог | ребенок |
У меня утенок | У меня цыпленок |
Утенок желтый | И цыпленок желтый |
У утенка большие красные лапы | У цыпленка лапки маленькие |
Следует брать сначала игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки
-игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта (Кто больше увидит и скажет про медвежонка)
-сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление взрослого в необычном образе ит.д.)
-коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой — одежду, третий – предмет, находящийся в руках и т.д.
-использование схем, моделей
-чтение художественных произведений
-поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (фишками, ленточками и т.д.)
-оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу.
-повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов и т.д.
Методика обучения описанию картин
Занятиям с картиной в детских садах по развитию речи отводится одно из главных мест во всех возрастных группах.
Рассказ по картине – это разновидность рассказа по восприятию. Это сложный мыслительный процесс. От того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображение на ней, во многом зависит последующее описание.
Различают следующие виды занятий с картинами:
-составление рассказов по предметной картине;
-составление рассказов по сюжетной картине;
-составление рассказов по пейзажной картине или натюрморту
Данные занятия состоят из двух частей:
1) рассматривания картин;
2) обучение составлению описаний по картине
Описание предметной картины аналогично составлению описания игрушки (помогаем детям узнать знакомые признаки предмета, изображенного на ней).
Более трудной задачей является описание сюжетной картины. В данном случае важно понять ее содержание, а для этого установить разнообразные связи: не только узнать изображенные объекты, их признаки, действия, но и установить место и время действия, отношения между объектами, причинно-следственные связи. Все это и будет отличительными признаками картины, которые перечисляются при ее описании. Описание сюжетной картины ограничивается только ее содержанием. Оно начинается с главного в картине, затем постепенно круг рассматриваемых предметов расширяется, устанавливаются связи между ними.
В средней группе лучше использовать прием описания картины по частям, связывая их с общим замыслом. Например, сначала можно описать животных, изображенных на картине («Ежи», «Белки»), а во второй части занятия желательно составить рассказ обо всей картине («Теперь расскажите обо всем сразу»)
При обучении описательному рассказу по сюжетной картине используются следующие приемы:
-вступительное слово-обращение воспитателя к детям перед показом картины или краткая, предваряющая процесс рассматривания, беседа с детьми;
-вопросы воспитателя. Они должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутое высказывание, а не ограничивался одним-двумя словами. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам, а нечетко поставленные — тормозят развитие у детей речевых навыков. Последовательность вопросов должна обеспечивать целостность восприятия;
-образец описания картины воспитателем.Своим примером педагог может показать, на что обратить внимание в картине и как точно и выразительно можно сказать об изображенном на ней.
-прием совместных действий, когда педагог начинает описание, а дети продолжают. Например, воспитатель, рассматривая картину «Кошка с котятами», описывает кошку: «Пушистая, с черной шерстью на голове, на спине. У нее хвостик черный, а кончик хвоста белый. Где еще есть у кошки белая шерстка? Расскажите об этом.»
Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов.
Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте. Рассказы детей по пейзажным картинам отличаются клочковатостью, отсутствием последовательности, примитивным синтаксисом. Эти трудности обусловлены статичностью картины.
К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы.
Для понимания художественного замысла используются следующие приемы:
-использование вопросов типа «что художнику кажется интересным? Красивым? Что художнику хотелось рассказать о…?» Вопросы «про что? О чем?» помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она передает. При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;
-использование поэтических произведений;
-одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему;
-сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали на прогулке?»;
-одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему;
-сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями.
-игровые приемы. Можнопредложить детям игровые ситуации «Кто больше увидит», «Найди дерево по описанию»
Структура занятия по описанию пейзажной картины
1. сначала активизируются личные впечатления детей, связанные с наблюдением пейзажа, сходного с изображенным на картине, полученные на прогулках.
2. рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выражений, необходимых для описания. Педагог включает в беседу образцы описания фрагментов, чтение подходящих стихотворений.
3. заканчивается беседа по картине рассказом — образцом воспитателя. Дети упражняются в описании пейзажа. Воспитатель оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, последовательность, художественность.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000
2. Савушкина Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства. – Ульяновск, 2005
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М., 2009
4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2008
5. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста// Вектор науки ТГУ №4, 2012
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Рассматривание предметных картин педагогами
- Составление педагогами вспомогательных вопросов
- Составление педагогами рассказов-образцов по предметным картинам
- Коллективное рассматривание пейзажной картины
- Практическое применение педагогами приемов по работе с пейзажной картиной
- Коллективное составление педагогами рассказа-образца по пейзажной картине